При какой температуре замерзает газ
Использование газа в качестве топлива зимой
Температура замерзания пропан-бутановой консистенции находится в зависимости от количественного соотношения ее составляющих. Для зимнего газоснабжения пропан и бутан смешиваются в соотношении 3/2. Зависимо от погодных критерий пропана в консистенции может быть до 80%, так как этот газ леденеет при температуре в.40 градусов по Цельсию либо ниже, в то время как бутан леденеет уже при.1 градусе.
Образования инея на баллоне при его подключении к потребителю горючего свидетельствует о высочайшем потреблении газа, что приводит к значимой растрате термический энергии и резкому понижению температуры наружной оболочки баллона. Температура на его поверхности падает существенно ниже температуры среды, но газ снутри не леденеет и остается применимым к использованию.

При обнаружении инея на баллоне нельзя его укутывать либо обеспечивать дополнительную кустарную теплоизоляцию. Это оказывает влияние на прохождение физических процессов снутри баллона и на его работу по обеспечению потребителей топливом.
Стоит учесть, что при снижении температуры воздуха вокруг баллона скорость подачи горючего понижается: газовой консистенции требуется больше времени на переход из водянистого состояние в газообразное. Летом скорость подачи горючего соответственно приближается к наибольшей.
При сопоставлении того, какой газ леденеет зимой резвее, нужно учесть соотношение пропана и бутана в газовой консистенции. Для летней консистенции типично более высочайшее бутана, которое наращивает чувствительность к остыванию баллона.
Газ замерзает зимой. Как замерзают газопроводы с природным газом
Природный газ низкого давления после ГРП, газораспределительного пт (регуляторные подстанции) это газ с давлением для потребителей, давление около 130 мм аква столба, наибольшая норма давления 300 мм аква столба.
В трубопроводах низкого давления замерзание газа маловероятно (замерзание бутановой составляющей), быстрее это простые ледяные пробки. Природный газ содержит воду, природный газ от жуликов содержит много воды. Дело не столько в разбавлении газа, а в отсутствии хлопот-затрат на осушку газа.
Газ идет по изогнутым трубам, с запорной арматурой и иным негладкостям. Хоть поток и давление маленькие, но всё равно поток газа неоднородный кое-где теплее, кое-где холоднее. И происходит процесс конденсации воды, как запотевание-замерзание окон. Чем ниже температура и выше влажность, тем корочка льда толще. И в один непрекрасный момент стены льда сходятся газопровод закупорен льдом.
Для предотвращения скопления воды-конденсата устанавливают сборники конденсата. Конденсат в виде воды-жидкости это понятно, но как газовики ведут войну со льдом в газопроводе? До боли просто: расплавляют.
Опасность закупорки льдом увеличивается когда газа не хватает. Нестабильный и слабенький поток (то угаснет, то погаснет) действует как отсутствие ветра бельё не высыхает!
Все юзеры газовых устройств, работающих на сжиженном пропан-бутане, имеют дело с газовыми баллонами. И время от времени бывает так, что баллон покрывается изморозью либо инеем, а газ снутри баллона леденеет и перестает поступать в оборудование. Как следует, ваш гриль либо обогреватель просто перестает работать либо работает некорректно – дымит, вспыхивает либо работает не на полную мощность.
Для начала – разобраться в причинах, по которым появляется это явление. Понятно, что газ в баллоне – сжиженный и находится под давлением. Когда газ поступает в устройство, он опять перебегает из сжиженного в газообразное состояние. Этот процесс может происходить в виде парообразования либо кипения.
Школьный курс физики гласит нам о том, что при испарении, с поверхности жидкости первыми вылетают более резвые молекулы, чья кинетическая энергия превосходит энергию их силы притяжения (связь) с остальными молекулами жидкости.В конечном счете, за счет высвобождения более стремительных частиц, владеющих большей кинетической энергией, сама оставшаяся жидкость (в нашем случае сжиженный газ) уменьшает общий показатель собственной кинетической энергии и просто – остывает (если нет наружного источника энергии для ее обогрева). И чем резвее происходит процесс испарения, тем меньше остается молекул, способных отсоединиться и преодолеть силу сцепления меж молекулами для выхода из жидкости.
В итоге температура понижается до таковой степени, а уровень испарения становится так низким, что газ на сто процентов перестает поступать из баллона (критически низкая температура находится в зависимости от % соотношения пропана и бутана в находящейся в баллоне газовой консистенции). Потому, чем лучше будет расход газа, тем резвее будет снижаться температура остаточной водянистой фазы в газовом баллоне.
Другими словами, чем больше газа потребляет оборудование, тем лучше будет снижаться температура водянистой газовой фракции в баллоне.
И обратно, при повышении температуры скорость испарения жидкости вырастает, в связи с возрастанием общей кинетической энергии ее молекул, а означает, вырастает и количество молекул, кинетической энергии которых довольно для испарения.
В таком случае есть два логических решения этой задачки
1-ое – обогрев баллона. 2-ое – понижение интенсивности употребления горючего. Еще есть 3-ий, не таковой тривиальный, но технологический ответ – подбирать горючее в согласовании с климатическими критериями либо сезоном зима-лето. На данный момент разберем каждый совет тщательно.
Почему замерзает газ в баллоне? Проверенный способ разогреть газовый баллон.
Методов реализации огромное количество. Какой-то из них – покрывать баллон особыми термочехлами и греющими рубахами.
Замечание: оборачивать баллоны в хоть какой теплоизоляционный материал нельзя, так как температура снижается изнутри баллона, а не снаружи. Завернув баллон в некорректную термоизоляцию, вы только остановите термообмен и создадите «термос».
Как понизить издержки на регулярную заправку и транспортировку баллонов
Этого эффекта можно достигнуть, используя несколько баллонов сразу для 1-го устройства. Как? Используя особые рампы для баллонов. Математика такая: подключили два баллона – потребление снизилось вдвое. Если присоединить четыре – тогда интенсивность свалится вчетверо. При чем, на каждом определенном баллоне. Те же рампы, которые соединяют баллоны, всегда имеют манометр и особые клапаны безопасности. Манометр указывает уровень давления, а клапан предутверждает проблемы – в случае увеличения уровня давления либо резкого нагрева – просто стравливает избыток газа.
Принципиальное замечание: если вы используете несколько баллонов, то все вентили (на их и на рампе) должны быть открытыми. В таком случае потребление горючего будет распределено меж всеми баллонами умеренно. И можно быть уверенным в правильной работе спускного клапана безопасности.
Этот метод держать в «рабочем тонусе» ваше устройство основан на физических способностях различных газов. Ведь различные газы бурлят и леденеют при различных критериях. А их консистенции получают другие способности. Экспериментально были выведены две формулы хороших газовых консистенций – для лета и для зимы.
Летняя смесь свойственна тем, что в ней количество бутана превосходит пропан. В процентном соотношении – %60 (бутан) на %40 (пропан). Такая пропорция эффективна в использовании и сравнимо дешевая в производстве. В зимней консистенции напротив больше пропана. Соотношение в процентах – %60 (пропан) на %40 (бутан). Бывает и %70 на %30 либо даже %80 на %20. Связано это с тем, что температура кипения пропана.42 °С (перехода из водянистого в газообразное состояние), в то время как бутана всего.0,5 °С.
Внедрение правильной газовой консистенции в согласовании с сезоном – действенный инструмент для правильной работы хоть какого устройства. Но не считая него также принципиально не забывать о правилах хранения газовых баллонов и обязательно их придерживаться.
Когда автомобилист устанавливает на свое тс газовое оборудование, он достаточно нередко запамятывает о том, что бензин никуда не делся. Если газ начинает «барахлить», автомобилисту нужно проверить, как работает автомобиль в таких же критериях, но на бензине. Почти всегда, если тс долгий период не работает на бензине, оно сталкивается с обилием заморочек, которые часто скрываются в форсунках либо.
Достаточно нередко водители, которые эксплуатируют автомобиль на газу, сталкиваются с особенными неуввязками, которые обычно не появляются на бензине. Очень нередко возникает неувязка замерзания газового редуктора. Когда данное устройство леденеет, оно становится белоснежным и стопроцентно покрывается инеем. Фактически сразу от редуктора начинает исходить сильный запах газа. Большая часть автомобилистов сразу лупят тревогу, что редуктор начал пропуск газа, и направляются прямиком к газовикам, что не совершенно верно, потому что такового рода неисправности чинят слесари.
Причины замерзания газового редуктора
Вначале нужно найти первопричину того, почему леденеет. В современном авто мире существует несколько обстоятельств появления таковой трудности. Самой всераспространенной является обычная оплошность обладателя автомобиля, который запамятовал наполнить систему остывания автомобиля охладительной жидкостью. Не считая того, в системе охлаждающей жидкости временами могут появляться воздушные пробки. Достаточно нередко встречаются задачи, которые связаны впрямую с забитым патрубком коллектора, вследствие работы которого и направляется жидкость для остывания конкретно в редуктор. Очередной всераспространенной предпосылкой может быть поломка помпы.
Что делать, чтобы газовый редуктор не замерзал
Принципиально поначалу сказать о том, что все-таки нужно сделать, если подобного рода трудности с обмерзанием газового редуктора уже появились у автомобилиста. Сначала нужно проверить, в согласовании с предпосылкой, есть ли в системе охлаждающая жидкость. Эта самая неувязка является самой всераспространенной. В случае отсутствия данной жидкости, нужно будет ее долить. Проще всего будет побороться с воздушной пробкой, потому что нужно будет просто снять шланг с коллектора и дождаться момента, когда охладительная жидкость пойдет далее.
Не считая того, автомобилисту следует произвести и проверку патрубков на редукторе.Если данные детали прохладные, необходимо будет произвести снятие шланга с редуктора и проверить на протекание охлаждающей жидкости. В этом случае, когда при снятии шланга ничего из него не будет вытекать, можно испытать завести тс и резко пару раз понажимать на педаль газа. Если при такой процедуре жидкость потекла, но очень слабо, то проблема может крыться в неисправности устройства термостата или помпы. Помимо этого, необходимо прочищать и выходные отверстия коллектора.
Мало автомобилистов знают, что устройство газового редуктора может очень сильно замерзать, если непосредственно под двигательной головкой хоть слегка пригорела прокладка, так как именно этот элемент сможет постепенно пропускать газы в жидкость для охлаждения. Это определяется достаточно просто: с начнут выходить пузыри, двигатель внутреннего сгорания чрезмерно нагреется, закипит, а печка будет очень слабо прогревать автомобиль.
Для того чтобы избежать возможных вышеуказанных проблем, автомобилисту потребуется совсем немногое. Во-первых, нужно следить за уровнем охлаждающей жидкости, менять ее и периодически доливать. Кроме того, необходимо регулярно проверять автомобильный коллектор и редуктор на возможность забивания или засорения, так как эти причины также могут наделать немало вреда, как газовому редуктору, так и всему автомобилю.
Другие неисправности газового редуктора
Довольно распространена проблема того, что автомобиль очень плохо заводится с использованием газа. Для редукторов электронного типа существует несколько причин: неправильная и неточная регулировка, проблема с неисправностью редуктора, неисправность разрешающего электрического клапана, неисправности и проблемы с блоком электроники, устройство стартера пришло в негодность, двигатель внутреннего сгорания сильно износился.Для редуктора вакуумного типа следует добавить и недостаток разрежения в устройстве впускного коллектора вследствие износа поршневой группы, подсоса, неисправности стартера. Кроме того, для редукторов вакуумного типа, для того чтобы запуск происходил с улучшенными параметрами, необходимо произвести установку электромагнита принудительной подачи газа.
Довольно часто имеет место быть и плохая динамика разгона, провалы при подъеме в гору и разгоне. Такого рода неисправность возникает как следствие некорректной настройки дозатора или самого редуктора, неисправности целого узла. Также может быть засорен фильтр в газовом устройстве электроклапана. Довольно часто бывает так, что устройство скоростного клапана расходной магистрали также работает в ненормальном режиме. Встречаются и проблемы, когда для данного состава газа срабатывает чрезмерно низкая температура. Такая же проблема затрагивает и сам редуктор, который может иметь очень низкую температуру для нормальной и стабильной работы.
Самой распространенной проблемой для автомобилиста является увеличенный расход газа. Такая неисправность является следствием все той же неправильной настройки дозатора или редуктора, неисправности редуктора. Возникают перебои в системе зажигания вследствие неисправности свечей автомобиля. Также может быть и очень низкая компрессия двигателя, хлопки во впускной коллектор. И, конечно же, проблема может таиться в низкокачественном топливе. В том случае, когда в неисправность пришли несколько свечей, расход будет бешеным, а мощность утратится в несколько раз, вследствие чего необходимо постоянно контролировать подобные проблемы.
Еще одной распространенной проблемой множества автомобилистов является наличие запаха газа в салоне автомобилиста. Это самая опасная проблема, так как от нее напрямую зависит жизнь всех пассажиров и водителя транспортного средства. При обнаружении такой проблемы автомобилисту требуется немедленно перекрыть расходный и заправочный вентили и продолжить дальнейший путь только на бензине. Не следует откладывать поездку в специальный автомобильный сервис. Иногда подобного рода проблема не связана с утечкой газа, а является результатом небрежного удаления газового конденсата непосредственно из редуктора. Важно заметить, что запах газа очень легкий и практически незаметен. Именно поэтому некоторые умельцы добавляют определенный концентрат в данную жидкость, чтобы в случае поломки быстро ее определить.
Характеристики и свойства пропан бутан смеси технической
Пропан бутановая техническая смесь в основном используется как топливо для автомобилей. В пропан технический (С3Н8) и бутан (С4Н10) для получения смеси добавляют около 1% непредельных углеводородов.
Сжиженный газ может вырабатываться и из конденсатной фракции природного газа, и из нефти. В специальных колоннах абсорбционно-газофракционирующей установки осуществляется разделение на фракции. Пропан, как и бутан, проходят очистку от сернистых соединений, воды, щелочи, и прочих элементов. И в зависимости от получения необходимой марки пропан бутан техническая смесь делается в определенных пропорциях составляющих. Пропан бутан техническая смесь имеет следующие свойства: Массовая доля в %: пропана 50±10, непредельных углеродов 6, углероды С4 и жидкий остаток при 40оС отсутствуют; Давление насыщенных паров: при –20 °С: 0,07 МПа, при 45 °С: 1,6 МПа; Массовая доля сернистых соединений и серы не более 0,01%, включая сероводород не более 0,003 %. Технический пропан бутан имеет октановое число 100-110, и при работе двигателя детонации не возникают, однако характеристики этих видов в определенных случаях отличаются. Технический пропан бутан со средним октановым числом 105, превосходит любую марку бензина. Если октановое число еще выше, то это говорит о меньшей опасности взрывов паров газа, нежели пары бензина. Технический пропан бутан может использоваться в любых климатических районах, при окружающей температуре емкости не ниже.20°С. Технические характеристики пропана позволяют его использовать в тех климатических районах зимой, где температура земли на необходимой глубине установленной емкости не опускается ниже.20°С или.25°С.
Чтобы весной полностью выработать технический пропан, соответствующий стандарту гост, допустимо его временное использование до.10°С. Если температура будет выше, то давление в резервуаре повышается. В условиях холодного климата пропан бутановая техническая смесь должна содержать большую долю пропана, если газ предназначен для котельного или автомобильного топлива. Поскольку в жидком состоянии пропан остается при температуре ниже.42оС. а бутан только до.0,5оС. На станции газозаправки поступает пропан бутан техническая смесь гост 27578-87 двух марок – летний с м пропана 50±10%, и зимний с м 90±10%. Плотность фазы жидкого состояния газа зависит от температурных условий, чем выше температура, тем меньше плотность. Если она составляет 15оС, а атмосферное давление нормальное, то жидкая фаза бутана составляет 0,58 кг/л плотности, а пропана – 0,51 кг/л. Пропановая фаза пара в 1,5 раза тяжелее воздуха, а бутановая – в 2 раза. Бензин начинает кипеть при температуре, которая выше окружающей среды, а технический пропан бутан гост испаряется при таком давлении, которое соответствует температурным условиям окружающей среды. Следовательно, в баке бензин может находиться в жидком состоянии при давлении атмосферы, а пропан бутановая техническая смесь в емкости при давлении, соответствующем температурным условиям окружающей среды. Пропан бутан техническая смесь легко смешивается с воздухом, равномерно полностью сгорает. Именно поэтому на нагревательных элементах и топках не образуется сажи. Европейская Экономическая Комиссия ООН составила правила, согласно которым необходима установка автоустройства, которое ограничивает наполнение емкости, где должна находиться пропан бутановая техническая смесь до 85% ее объема. Это объяснятся высоким коэффициентом расширения по объему жидкой фазы. Для бутана он составляет 0,002, а для пропана – 0,003 на 1оС повышения газовой температуры. Например, этот коэффициент у бутана в 10 раз, и у пропана в 15 раз выше, чем у воды.
Газоснабжение в зимних условиях: проблемы комфортности и безопасности (ТПА)
Русская зима, часто сопровождаемая экстремальными холодами, снежными заносами, гололедом. это всегда серьезное испытание не только для людей, но и для техники. И газоснабжение здесь не исключение. Тем более, что в зимних условиях нагрузка на газораспределительные сети максимальная. Особенно, в период сильных морозов, когда газоиспользующее оборудование работает на режимах, близких к максимальным. И от того, насколько технические характеристики применяемого газового оборудования соответствуют реальным условиям эксплуатации, напрямую зависят не только комфортность жизни, но и безопасность миллионов людей.
Специалистам в области разработки и эксплуатации машин и оборудования хорошо известно, что испытания на работоспособность изделий в условиях воздействия пониженных температур, также как на сохранение ими своих характеристик после пребывания при низких температурах в условиях транспортирования, являются одними из основных в программах приемочных или периодических испытаний практически всех видов продукции. Применительно к сфере газоснабжения значение таких испытаний возрастает многократно. Прежде всего, в связи с тем, что при низких температурах:
- резко увеличивается хрупкость применяемых для изготовления газового оборудования (регуляторов, кранов, клапанов и т.д.) конструкционных материалов (металлы, пластики, стекло), что, наряду с неизбежными термическими деформациями, например, газопроводов, может привести к разрушению или потере герметичности корпусов изделий. Поэтому некоторые конструкционные материалы соответствующими нормативными документами запрещено применять в изделиях, работающих под избыточным давлением. В частности, чугун, вне зависимости от его марки (серый, ковкий) не может применяться при температурах окружающего воздуха ниже минус 15-20 0 С. Не может, но долгое время применялся. В частности, именно из чугуна изготовлялись корпуса самых распространенных еще 20-25 лет назад промышленных регуляторов давления газа РДУК и РДБК. Многие из этих регуляторов эксплуатируются и до настоящего времени. И далеко не всегда они установлены в отапливаемых ГРП;
- существенно снижается эластичность резиновых мембран и уплотнительных колец регуляторов давления газа, газовых клапанов и вентилей. Говоря на профессиональном сленге, резина на морозе «дубеет», т.е. становится более жесткой и хрупкой. В результате не только значительно изменяются настройки оборудования, но и возникает прямой риск разрушения указанных эластомеров, чреватых серьезными последствиями. В частности, следствием разрушения основной мембраны регулятора давления газа является резкое повышение давления на его выходе, что, в свою очередь, может привести (и, к сожалению, на практике приводит!) к повреждению газоиспользующего оборудования, сопровождающемуся взрывами и пожарами на объектах потребителей, (конкретный пример – взрыв газа в нескольких домах на Шелепихинской набережной в середине ноября 2014 года). Конечно, защищать от возникновения подобных ситуаций должны предохранительные клапаны, прежде всего – предохранительно-запорные, перекрывающие подачу газа к потребителям при возникновении подобных ситуаций. Однако, их работоспособность также зависит от состояния резиновых мембран и уплотнений;
- подаваемый потребителям природный газ, согласно ГОСТ 5542-2014 «Газы горючие природные…» [1] должен быть сухим. Это означает, дословно цитируя ГОСТ, что «температура точки росы по углеводородам при давлении в точке отбора пробы должна быть ниже температуры природного газа в точке отбора пробы». При этом предполагается, что температура, при которой начинается конденсация содержащихся в газе паров воды, ниже температуры газа на входе в газорегуляторный пункт (ГРП) или к потребителю газа. Однако, на практике, особенно в сильные морозы, это не всегда выполняется. К тому же, в процессе редуцирования, т.е. понижения давления в ГРП от среднего до низкого, которое и подается потребителям, газ расширяется. При этом реализуется термодинамический процесс близкий к адиабатному, а значит, газ дополнительно сильно охлаждается. Что, в свою очередь, сопровождается конденсацией содержащегося в газе водяного пара, с последующим замерзанием конденсата. В зависимости от конструкции регуляторов давления и газовых клапанов это может приводить к обмерзанию входного отверстия регулятора давления (с соответствующим полным или частичным перекрытием его проходного сечения) или седла клапана (что, наоборот, приводит к невозможности уменьшить давление на выходе регулятора в случае необходимости). В указанных, а также других возможных случаях это чревато, как минимум, нарушением штатного режима газоснабжения, а как максимум, может явиться причиной серьезных аварий.
Из приведенных рассуждений понятно, что опасность возникновения нештатных ситуаций в зимний период возрастает многократно. Поэтому относиться к данной проблеме надо более чем серьезно. Что же необходимо сделать, чтобы если не исключить полностью, то хотя бы снизить до приемлемого уровня соответствующие риски?
Как и в любой другой области, наиболее эффективным является комплексный подход к решению данной проблемы, заключающийся в реализации как технических решений, так и организационных мероприятий.

Под техническими решениями понимается приведение технических характеристик, как функциональных блоков (регуляторов давления, клапанов, кранов, задвижек), так и самих объектов газового хозяйства (ГРП, котельных и т.д.) в соответствие с реальными условиями эксплуатации. С этой целью должен быть, начиная от стадии разработки и заканчивая регламентным обслуживанием, обеспечен тотальный контроль за всеми стадиями производства, монтажа и эксплуатации продукции.
Исходя из реальных условий эксплуатации в России, ведущие производители разработали и освоили производство специальных исполнений всей перечисленной выше продукции, которые обеспечивают сохранение работоспособности при температурах окружающего воздуха до минус 40 0 С, а в ряде случаев – и более низких (до минус 60 0 С). Конкретными приборами такой продукции с повышенной морозостойкостью являются газовые фильтры и электромагнитные клапаны производства СП «ТермоБрест». Обеспечивается это, прежде всего, за счет применения хладостойких конструкционных материалов, таких как специальные алюминиевые сплавы и специальные сорта резины.
В то же время, специалистам должно быть понятно, что чудес не бывает и при экстремально низких температурах даже хладостойкие конструкционные материалы и изготовленные с их применением изделия работают на пределе своих возможностей. При этом существенно сокращается технический ресурс изделий. Поэтому необходимо применять меры для, если не исключения полностью, то, как минимум, максимального сокращения времени работы газового оборудования в таких условиях. Наиболее рациональным вариантом является установка газового оборудования в максимально возможном объеме в отапливаемых помещениях или, по крайней мере, в теплоизолированных боксах. Последний вариант имеет смысл, прежде всего, в тех случаях, когда газ подается из подземных газопроводов и, соответственно, его температура существенно выше минимальных температур воздуха.
Однако, в целом ряде случаев размещению газового оборудования в отапливаемых помещениях препятствуют неустранённые до настоящего времени противоречия в нормативной документации. Так, например, согласно п.4.4 (Таблица 2) разработанного ЗАО «Полимергаз» при участии ОАО «Гипрониигаз» Свода правил СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы», введенному в действие с 01.01.2013 г. и представляющему собой актуализированную редакцию СНиП 42-01-2002 [2], давление газа во внутренних газопроводах (до регулятора давления) в общественных (в том числе административного назначения) зданиях, складских помещениях и жилых зданиях не должно превышать 0,1 МПа, т.е. 1 бар. Однако, письмом исх. 0-ТО от 15.01.2015 г., в ответ на наш запрос, тот же ОАО «Гипрониигаз» разъясняет, что «Постановлением Правительства от 26 декабря 2014 года 521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который вступает в силу с 1 июля 2015 г. Пункты 4.3 и 4.4 СП 62.13330.2011 о давлении газа в сетях низкого давления и максимальном давлении во внутренних газопроводах жилых зданий – 0,1 МПа в данный перечень не включены». Одновременно, в этом же письме «Гипрониигаз» указывает, что «в данный перечень включен п.4.4 СНиП 42-01-2002, согласно которому давление газа во внутренних газопроводов жилых домов не должно превышать 0,003 МПа».
- Две авторитетные в газовой отрасли организации разрабатывают новый Свод правил СП 62.13330.2011, призванный заменить устаревший СНиП. Затем они же принимают непосредственное участие в разработке соответствующего Федерального закона, который фактически отменяет действие указанного Свода правил, требуя выполнения положений старого СНиПа. Круг замкнулся?
- Конечно, разовое повышение допустимого давления газа в газопроводах жилых домов более чем в 30 раз (пусть и с оговоркой: до регулятора давления) представляется весьма рискованным экспериментом: и так постоянно приходят сообщения о взрывах газа в жилых домах, в которые (за исключением аварийных случаев, подобных описанному выше) подавалось давление не более 0,003 МПа (300 мм вод. ст.). Однако поэтапное повышение давление газа в жилых помещениях (естественно, до регулятора давления), базирующееся на мировом опыте газоснабжения. это объективная необходимость. Причем, направленная именно на повышение безопасности газоснабжения! В российских условиях, учитывая повышенное газопотребление именно в период экстремальных холодов, реализация указанного требования становится еще более актуальной. Хотя бы потому, что при этом, за счет обеспечения возможности установки газорегуляторного оборудования в отапливаемых или хотя бы защищенных от непосредственного воздействия холода помещениях, резко повышаются надежность и безопасность работы, а также увеличиваются срок службы и допустимые межремонтные периоды того же самого оборудования. При этом не увеличивается, а фактически значительно снижается риск возникновения аварийных ситуаций!
- Приведенный в п.1 пример и представленный в п.2 анализ ситуации со всей очевидностью показывают, что без существенного обновления нормативной базы полномасштабное внедрение новых технологий в области газораспределения и, соответственно, применение современного газорегуляторного оборудования, особенно, обеспечивающего реальное повышение надежности, безопасности и комфортности газоснабжения, невозможно. Однако невозможно рассчитывать на максимальное использование всех достоинств современного газорегуляторного оборудования, если заведомо эксплуатировать его в экстремальных условиях. Для начала, в качестве регуляторов давления, устанавливаемых в жилых домах в соответствии с требованиями СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы», можно было бы, например, определить изделия, соответствующие требованиям ГОСТ Р 51982-2002 «Регуляторы давления для газовых аппаратов с давлением на входе до 20 кПа [3], т.е. разрешить повысить давление газа на входе в регуляторы давления, устанавливаемые на входе в жилые помещения до 0,02 МПа (0,2 бар). Этого было бы вполне достаточно как для модернизации существующих газораспределительных сетей [4, 5], так и для значительного снижения затрат на строительство большинства новых. Причем при одновременном повышении безопасности газоснабжения. Ведь современные домовые стабилизаторы давления газа, например, типа ERG-M не только крайне компактные и недорогие, но и обеспечивают автоматическое прекращение подачи газа при повреждениях внутренних домовых газопроводов!
Россия является крупнейшим поставщиком природного газа в мире. В то же время, уровень газификации собственных населенных пунктов существенно уступает не только среднеевропейскому уровню, но и уровню газификации бывших союзных республик СССР. Одной из причин этого являются административные барьеры применению современного и высоконадежного газорегуляторного оборудования, в том числе – по причине отсталости, несовершенства, противоречивости нормативных документов. В первую очередь это касается сферы газификации жилых домов и коммунальных учреждений. Так, по информации, полученной от нашего партнера – турецкой компании ESKA VALVE, только в 2015 году данным предприятием реализовано 150 000 двухступенчатых домовых регуляторов давления газа типа ERG-S и 300 000 стабилизаторов давления типа ERG-M, а за неполный 2016 год (по состоянию на конец ноября) – 200 000 двухступенчатых регуляторов давления ERG-S. Продукция имеет стабильно высокое качество и привлекательную цену, что подтверждается поставками в более чем 10 стран ЕС. Поставляемая в Россию продукция специально адаптирована к российским условиям эксплуатации, что подтверждено, в частности, многочисленными случаями успешной замены в зимних условиях указанными регуляторами аналогов производства ряда ведущих изготовителей. Однако, к сожалению, речь идет о поставках десятков, сотен, в лучшем случае – нескольких тысяч, регуляторов данного типа вместо сотен тысяч на сопоставимые по размерам рынки. Так о каком реальном повышении безопасности газоснабжения можно говорить, если современные технологии газоснабжения в российских условиях по-прежнему невозможно реализовать не только в виду недостатка средств, но и по причине несовершенства нормативной документации и, соответственно, выполненных с учетом ее требований проектов?
К сожалению, вопросы, поставленные в статьях [6, 7], до настоящего времени так и остаются без ответа. До их решения, остается рекомендовать населению самостоятельно принимать все возможные меры для обеспечения собственной безопасности. А это не только постоянный контроль за исправностью применяемого газопотребляющего оборудования, но и оснащение всех помещений, где оно расположено, сигнализаторами загазованности, которые, если и не перекроют подачу газа при возникновении утечки газа (предаварийной ситуации), то, как минимум, звуковым и световым сигналами (возможно также, например, включение вытяжной вентиляции) предупредят о её возникновении.
- ГОСТ 5542-2014 Газы горючие природные промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия. Введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.
- СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2010 г. 80 и введен в действие с 20 мая 2011 г. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 62.13330.2010
- ГОСТ Р 51982-2002 «Регуляторы давления для газовых аппаратов с давлением на входе до 20 кПа. Общие технические требования и методы испытаний». Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 2002 г. N 474-ст. Дата введения 2004-01-01.
- Золотаревский С.А. Современная система газораспределения: эффективность и безопасность Газовая промышленность, март 2015 г.
- Золотаревский С.А. Эффективная и безопасная система газораспределения. –Энергосбережение,. 2015 г.
- Золотаревский С.А. О некоторых проблемах установки и эксплуатации газового оборудования или три вопроса к Ростехнадзору Трубопроводная арматура и оборудование (66), 2013 г.
- Золотаревский С.А. Обеспечение безопасной эксплуатации газифицированных домов и квартир (или Открытое письмо Правительству Российской Федерации). Трубопроводная арматура и оборудование (83) 2016 г.
Русская зима, часто сопровождаемая экстремальными холодами, снежными заносами, гололедом. это всегда серьезное испытание для техники. И от того, насколько технические характеристики применяемого газового оборудования соответствуют реальным условиям.
Как отогреть газовый баллон при замерзании?
еще пофлудить — если из баллонов быстро выкачивать газ, то они из-за резкого падения давления остывают и покрываются конденсатом, вплоть до изморози в тепле. Мы когда газа не было топились дровами, но систему уже паяли (спаяли), котел, все дела, и проверяли её, не поверите — газовыми баллонами! Поставили эдакий коллектор из трех баллонов (меньше бесполезно, котел не стартанёт, расход большой, одного-двух баллонов не хватит) с лягушками на каждом и общая труба в котел с этих лягух, на котле поставили жиклеры для сжиженного газа (у жиклеров для сжиженного газа проходное сечение отверстия чуть меньше, чем у тех что для магистрального, потому что сжиженный газ тяжелее и плотнее как-то, его для оптимального сгорания нужно пускать меньше, иначе котел или плита будут безбожно красным пламенем коптить, а не синим культурно гореть), ну в общем у нас была практика раз в месяц или два раза в месяц «врубить» котел и как белые господа сидеть в доме не топя печку и безбожно сжигая газ из баллонов в котле. Ну и батареи горячие, то да сё.
Газ из баллонов выгорал чуть ли не за сутки (из трёх больших!) ну и мы потом возвращались к дровам. Баллоны заправляли, ставили обратно с закрытыми вентилями ну и запускали снова выбирая когда очень сильный мороз или когда все задолбались дровами топиться, особенно если я где-нить на работе проторчу приеду к ночи а дрова принесенные давно вышли и надо тащить, а мне уже лень. Врубим газовый котел, отдохнем, ну и как-то так Ну и заодно систему проверили.
Потом с магистральным газом от этих извращений мы отказались, поставили обратно жиклеры с отверстиями пошире как было, ну и всё. Дров из года в год у меня всё больше и больше, комизм ситуации что они мне достаются по жизни даром, но я топлю только мангал для шашлыка. Вот сварганю летнюю кухню-коптильню на дровах — тогда уж пригодятся. Правда вот поленницу возле хлева я решил переделать на шкаф для старых кастрюль, тазов, сковородок и лотков, из которых едят домашние животные и птица. А дрова переложу куда-нить в другое место и накрою, чтобы не сырели. Они нужны были когда куры одни жили в хлеву, я подтапливал буржуйку зимой, а сейчас там коз полно и теплее чем в доме.
Обмерзание газового баллона или как этого избежать.
С началом похолоданий, одно из самых распространенных проблем газового оборудования, которое работает на смешанном пропане и бутане – образование инея на поверхности газового баллона. Это свидетельствует о том, что газ внутри металлической емкости замерзает. Данная проблема способствует некорректной работе газового оборудования.
ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИНЕЯ НА БАЛЛОНЕ
Постараемся разобраться, почему происходит так, что замерзает газ в баллоне, находящемся на улице при понижении температуры воздуха. Так, для начала нужно знать, что пропан бутановая смесь внутри баллона находится в жидком состоянии и переход из жидкой фазы в газообразную частиц газа происходит с выделением температуры, только температура не повышается, а понижается. При интенсивном использовании газа происходит интенсивный процесс перехода смеси в газообразное состояние с выделением отрицательной температуры жидкой фазы смеси, что приводит к выпадению конденсата на стенках баллона в нижней части баллона.
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ — ПОВЫШЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ГАЗА
Но всё же, почему емкость покрывается инеем только в том месте, где газ находится в жидком состоянии?
Есть два варианта преобразования газа, а именно:
В этом случае все частицы с мощной кинетической энергией стремительно направляются в верхнюю часть емкости и отделяются от частиц в жидком состоянии с меньшим кинетическим потенциалом. Газ, который пребывает в жидком состоянии внутри баллона, всегда находится внизу, а паровая часть стремится вверх. Таким образом и осуществляется высвобождение топлива и подача его в газовую плиту или другое оборудование
В связи с такими условиями жидкое топливо начинает терять температуру. Из этого следует, что при повышении потребления газа понижается температура его жидкого состояния. Проще говоря, чем больше топлива потребляет оборудование, тем быстрее будет замерзать газовый баллон.
По мере охлаждения частиц понижается способность самостоятельного испарения сжиженного газа. Отсюда следует, чем холоднее будут частицы, тем медленнее будет испаряться газ. При этом оборудование начинает работать с перебоями или вовсе перестаёт функционировать.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ — НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА
Исходя из практики использования баллонов, оптимальная температура при которой оборудование будет нормально работать составляет примерно 10 градусов, а при снижении этой отметки, начинаются проблемы с подачей газа в систему.
Если ваше оборудование находится в помещении с отоплением, тогда не стоит обращать внимание на эти показатели. Также не стоит беспокоиться о том, что ваш газовый баллон замерзнет и выйдет из строя, если оставить его в помещении без отопления в зимнюю пору года. Зимняя температура слишком маленькая, чтобы полностью заморозить топливо.
И тем не менее, нужно просто понимать, чем ниже температура газа- тем меньше способность к испарению и соответственно понижается давление газа в баллоне.
ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ — ВЫСОКОЕ БУТАНА
Правильные пропорции помогут достичь максимального потребления топлива и корректной работы приборов при отрицательной температуре окружающей среды.
ПРОПОРЦИИ ТОПЛИВА ЛЕТОМ
Как уже было сказано раньше, температура замерзания бутана, отличается от граничной температуры замерзания пропана. Путём практических исследований были выведены оптимальные пропорции для работы оборудования зимой и летом.
Для теплого времени года, топливо смешивается в таких пропорциях:
Такое соотношение считается наиболее эффективным для потребления. Стоит отметить, что этот вариант имеет более низкую стоимость, чем топливо с «зимней» пропорцией.
ЗИМНИЕ ПРОПОРЦИИ ТОПЛИВА
Для использования газовых баллонов зимой пропорции будут другими, а именно:
В некоторых случаях количество пропана может достигать 80 процентов. Но, исходя из того, что пропан стоит дороже, чем бутан, итоговая цена на топливо также будет выше.
Особенно в зимнее время, увеличивается количество баллонов с остатками бутана. Особенно после кровельщиков. Как обычно, на заправке не сливают бутан и заправляют баллоны с остатками бутана, что приводит уже не только к летней пропорции газовой смеси но и даже хуже.
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБМЕРЗАНИИ газового баллона
Если вы заметили, что ваше оборудование стало работать с перебоями, тогда стоит обратить внимание на поверхность газового баллона. Скорее всего она покрылась инеем. Чтобы возобновить корректное функционирование оборудования, необходимо создать оптимальные для этого условия. Если этого не сделать вовремя, тогда газовый прибор может полностью перестать работать.
Первым делом необходимо определить, по какой причине происходит обмерзание. Если это связано с погодными условиями то поставить в теплое помещение или организовать обогрев баллона для создание оптимального температурного режима; если это интенсивное потребление газа- установить дополнительный один или два баллона
Температурный режим. Организовать утепление баллона самыми известными утеплителями. Самый изысканный это нагревательные маты.
Установка дополнительных баллонов. Вариантов установки не так много, но мы будем говорить о том, что мы можем предложить. Дополнительные баллоны подключаются в газоразрядную рампу, тем самым расход газа идет одновременно со всех подключенных баллонов.
Пример подключения мощных газовых плит, для приготовления пищи.
На нашем сайте в разделе газоразрядные рампы вся информация по ценам.
В таблице приведены основные характеристики горючих газов
с воздухом | с кислородом | ||||||||
Газы | |||||||||
Ацетилен | 3150-3620 | 1,173 | 52,6 | 12600 | 1 | 1,0-1,3 | 2,2-81,0 | 2,3-93,0 | Все виды газопламенной обработки |
Бутан | 2118-2500 | 2,54 | 116 | 27800 | 0,6 | 4,0 | 1,5-8,5 | 2-45,0 | Кислородная резка, сварка и пайка цветных металлов, сварка стали толщиной до 6 мм, металлизация, правка, гибка, огневая зачистка |
Водород | 2000-2235 | 0,09 | 10,6 | 2400 | 5,2 | 0,3-0,4 | 3,3-81,5 | 2,6-95,0 | Сварка стали толщиной до 2 мм, латуни, свинца, алюминия, чугуна, пайка, кислородная резка |
Городской газ | 2000-2300 | 0,84-1,05 | 18,8-21 | 4400-6500 | 2,5 | 1,5-1,6 | 3,8-24,6 | 10,0-73,6 | Сварка легкоплавких металлов, пайка, кислородная и кислородно-флюсовая резка |
Коксовый газ | 2100-2300 | 0,4-0,55 | 14,7-17,6 | 3520-4215 | 3,2 | 0,6-0,8 | 7,0-21,0 | — | Сварка легкоплавких металлов, пайка, кислородная резка |
Метан | 2043-2200 | 0,67 | 33,4 | 8000 | 1,6 | 1,5 | 4,8-16,7 | 5,0-59,2 | Сварка легкоплавких металлов, пайка, кислородная и кислородно-флюсовая резка |
Нефтяной газ | 2300 | 0,65-1,45 | 40,9-56,4 | 9800-13500 | 1,2 | 1,5-1,6 | 3,5-16,3 | — | Сварка легкоплавких металлов, пайка, кислородная и кислородно-флюсовая резка |
Пиролизный газ | 2300 | 0,65-0,85 | 31,3-33,4 | 7500-8000 | 1,6 | 1,2-1,5 | — | — | Сварка стали толщиной до 2 мм, сварка латуни, свинца, алюминия, пайка, кислородная резка |
Природный газ | 2100-2200 | 0,5-0,7 | 35,4-40 | 8500-9500 | 1,6-1,8 | 1,5-1,6 | 4,8-14,0 | 5,0-59,2 | Сварка стали толщиной до 4,5 мм, легкоплавких металлов, пайка, кислородная и кислородно-флюсовая резка |
Пропан | 2110-2500 | 1,88 | 89 | 21200 | 0,6 | 3,5 | 2,0-9,5 | 2,0-48,0 | Кислородная резка, сварка и пайка цветных металлов, сварка стали толщиной до 6 мм, металлизация, правка, гибка, огневая зачистка |
Пропан-бутановая смесь | 2400-2700 | 1,92 | 89 | 21200 | 0,6 | 3,0-3,5 | — | — | Кислородная резка, сварка и пайка цветных металлов, сварка стали толщиной до 6 мм, металлизация, правка, гибка, огневая зачистка |
Сланцевый газ | 2000 | 0,7-0,9 | 12,6-14,3 | 3000-3400 | 4,0 | 0,7 | — | — | Сварка легкоплавких металлов, пайка, кислородная резка |
Пары | |||||||||
Бензин | 2500-2600 | 0,7-0,76 | 42-44,5 | 10000-10600 | 1,4 | 1,1-1,4 | 0,7-6,0 | 2,1-28,4 | Кислородная резка стали, сварка, пайка легкоплавких металлов, подводная резка |
Керосин | 2400-2450 | 0,8-0,84 | 42-42,8 | 10000-10200 | 1,0-1,3 | 1,7-2,4 | 1,4-5,5 | 2,0-28,0 | Кислородная резка стали, сварка, пайка легкоплавких металлов, подводная резка |
Процесс образования конденсата на поверхности газового баллона
Сначала конденсация образуется, когда температура газового баллона или регулирующего давление газа устройства падает ниже точки росы. Физически процесс подобен тому, который происходит во влажный день со стаканом ледяной воды. Поскольку температура продолжает падать, конденсат может превратиться в лед. Но почему газовый баллон и регулятор остывают в первую очередь?
Чтобы понять это, необходимо сначала вспомнить, как ведёт себя нефтяной газ, который под большим давлением закачан в газовый баллон. Там он хранится в жидком состоянии и превращается в газовый пар путём кипения. Это происходит при очень низкой температуре.42 °C. До своего кипения сжиженный пропан отводит тепло от стальных стенок газового баллона. Это, в свою очередь, делает газовый баллон более холодным, чем температура окружающей среды. При использовании количество газа в баллоне последовательно уменьшается, следовательно, ёмкость становится ещё более холодной.
Таким образом, при достаточной влажности и достаточно быстром использовании газа на баллоне может образоваться конденсат или лёд. Видимая леска конденсации или замерзания указывает на уровень жидкого газа, остающегося в газовом баллоне.
- Пар, который образуется в газовом баллоне, движется вниз по течению к точке выхода, откуда он поступит к потребителям;
- Попадая в газовый регулятор, который может быть установлен на крышке газового баллона, давление пропана уменьшается;
- Редуктор поддерживает безопасный минимум давления, в то время как давление газового баллона может значительно варьироваться — в зависимости от температуры окружающей среды и количества жидкого газа, остающегося в баллоне;
- Когда пропан проходит через газовый редуктор, он расширяется, что приводит к резкому падению температуры паров;
- Благодаря высокой теплопроводности металла корпуса регулятора, он интенсивно охлаждается;
- В зависимости от влажности окружающего воздуха и скорости, с которой используется газ, на регуляторе образуется конденсат или даже лёд.
Чем быстрее используется газ, тем холоднее становятся регулятор, как и все прочие элементы верхней части газового баллона. Вот почему при нормальной работе в теплом и влажном климате снаружи ёмкость окажется холодной и влажной на ощупь.
Ситуация на улице
Утепление газового баллона зимой – вопрос особо щепетильный. Он весьма актуален для рыбаков и туристов. Также он беспокоит хозяев частных домов и построек, баллоны которых находятся на улице.
Здесь также важно, при какой температуре замерзает газ пропан в баллонах. Уже при показателе.15 жидкая субстанция в баллоне подмерзает
Замедляется выработка газа. И нарушается работа газовых аппаратов. Например, в походе или на рыбалке могут быть проблемы с горелками, на даче – с портативной плитой.
И появляется следующий вопрос — можно ли подогревать пропановый баллон, чтобы газовые агрегаты работали лучше. В составе сжиженного газа пара углеводородов: пропан и бутан. Испарение первого происходит при крайне низких температурах. Испарение второго – уже с.14-15 градусов.
Чтобы баллон хорошо функционировал зимой, в составе должно быть порядка 70% пропана.

Как утеплить газовый баллон на улице? Как согреть газовый баллон на улице? На эти щепетильные вопросы есть разные решения. Далее предложено несколько народных методов:
- Применение одноразовых химических грелок. Они разогреваются до 35-40 °C. Это предельно допустимая норма для баллонов. Продолжительность работы таких грелок – 6-7 часов.
- Использование многоразовых солевых грелок. Но их норма примерно 50 °C. С ними несколько опасно подогревать баллон.
В принципе, подогреватель газового баллона может быть любым. Главное, чтобы его функциональная температура не превышала аналогичный показатель баллона. Эта норма отображена на этикетке. За баллоном нужно постоянное наблюдение. Его следует периодически прощупывать. Если он немного тёплый, нужно сокращать тепловое влияние на него. Если он нагрелся сильно, сразу завершайте его подогревать.
Часто на дачах хозяева помещают баллоны в специальные приспособления, это могут быть коробы, шкафчики и т.д. И здесь образуется логичный вопрос — как утеплить такой шкаф для газовых баллонов?
Здесь самый эффективный способ – применить систему «BH Thermal». Она стоит в пределах 7000-8000 Можно использовать отечественный аналог ТЭО-ГБ1 за примерно 5000 Это лёгкий невоспламеняющийся чулок, осуществляющий подогрев. Он полностью перекрывает поверхность.
Как отогреть газовый баллон при замерзании? Если ваш газовый баллон обмерзает, значит нужно применять любое из следующих действий (или все):
- Плавно обливать баллон горячей водой. Можно воздействовать на него горячим паром. Вентиль баллона при этом закрыт. Это частичное обогревание. Чтобы деталь отогреть полностью, её нужно снять, перенести в тёплое помещение на 20-40 минут. Ни в коем случае обогревание не проводится открытым пламенем.
После процедуры из редуктора методом продувания устраняется сосредоточенная там влага. До продувки снимается его шланг.
- Весь баллон перенести в тёплое помещение. Это нужно сделать сразу, когда газовый баллон покрывается инеем. Баллон нужно держать в помещении, желательно около батареи, пока он не отогреется. Можно подключать специальный электрообогреватель.
- Применить солевую или химическую грелку. То есть походные методы обогрева.
А чтобы избежать таких неприятностей, баллоны нужно сосредотачивать в тёплых помещениях или качественно обогревать.
В первом случае под баллонами следует устраивать технологию тёплого пола на базисе действующей отопительной системы.
Во втором – применять эффективные обогреватели.
- Заметно улучшится управление.
- Сократятся траты сжиженного газа
- Развивается давление внутри баллона – это следствие образования конвекционного тепла.
- Будет вырабатываться чистая сжиженная фракция. Так газ экономится до 30%.
А для туристов оптимальны специальные приборы, например насадка-обогреватель на газовый баллон «Пирамида»
Он подходит ко многим горелкам, плиткам и примусам. Часто применяется для обогрева не только палаток, но и небольших построек. Он создан из хромированной стали. Его масса — 120 грамм.
Опасность горючих газов
Горючие газы представляют опасность тремя своими свойствами:
- Горючесть. Существует риск возникновения пожара, связанный с неконтролируемым воспламенением газа;
- Токсичность. Риск отравления газом или продуктами его горения (угарный газ);
- Удушение вследствие дефицита кислорода, который может быть замещен другим газом.
Процесс горения представляет собой химическую реакцию, в которую входит кислород. При этом выделяется энергия в виде теплоты, пламени. Воспламеняющим веществом выступает газ. Процесс горения газа возможен при наличии трех факторов:
Целью противопожарной защиты является исключение как минимум одного из факторов.